Hanomag
Hannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) — крупный немецкий машиностроительный завод, производитель грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, тракторов, погрузчиков и военной техники.
10 марта 1871 года в Германии была основана фирма «Hannoversche Maschinenbau Actien-Gesellschaft», что в прямом переводе означает – «Ганноверское машиностроительное акционерное общество». Поскольку полное название получилось слишком длинным, а потому не очень удобным для повседневного пользования, то в 1904 году Эрих Метцелтин (Erich Metzeltin), являвшийся на тот момент директором фирмы, с целью экономии расходов на телеграф решил сократить его до начальных букв каждого слова. В результате этого возникло общество «Hanomag» («Ханомаг»).
ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ HANOMAG И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Паровозы, кабриолеты, танки, микроавтобусы, бульдозеры, тракторы – это еще далеко не полный список всего разнообразия техники, которая производилась в стенах предприятий под названием Hanomag. К сожалению, компании Hanomag на личном опыте пришлось убедиться в том, что чрезмерное расширение ассортимента продукции в длительной перспективе малорентабельно. На протяжении существования фирмы руководству систематически приходилось отказываться от того или иного наименования, все больше сокращая список выпускаемой продукции и специализируя своё производство.
В 2002 году компанию полностью выкупает японский машиностроительный гигант Komatsu.
ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ HANOMAG И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О KOMATSU
ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ БРЕНДАМИ
В 1871 году была основана немецкая компания «Hanomag» - Hannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) — крупный немецкий машиностроительный завод, специализирующийся на производстве станционных паровых силовых агрегатов. Однако в последующие годы фирма переключилась на производство поездов, в котором смогла достигнуть определенных успехов, заняв 35% рынка. Кроме того, были заключены договора на поставку железнодорожной техники с правительствами России, Австро-Венгрии и Франции, что позволило компании стать поставщиком поездок не только для царских дворов, но и заслужить крупные субсидии от правительства Германии.
Предшественником завода стал Eisen-Giesserei und Maschinenfabrik, который был основан 6 июня 1835 года в Ганновере Георгом Эгесторффом. Данный завод поначалу выпускал станционные паровые двигатели, но в ввиду массового, в то время, строительства железных дорог, скоро сменил направление и уже в 1846 году выпустил свой первый паровоз. К 1870 году завод выпускает около 500 паровозов, а в 1871 году меняет своё название на Hannoversche Maschinenbau AG. Этот год и считается годом рождения нынешнего завода.
В 1905 году, по поручению императора Германии, компания «Hanomag» получает контракт от немецкой армии и приступает к созданию и производству паровых автомобилей для нужд армии.
Во время Первой Мировой Войны компания производила для армии не только паровые двигатели и автомобили, но и винтовки.
В 1905 году начинается автомобильная страница в истории предприятия: в 1905–1908 годах концерн выпускал грузовые автомобили, купив лицензию компании Krupp. Причем до 1912 года это были паровые грузовики. Но тяжелые и тихоходные грузовики мощностью в 35 лошадиных сил не нашли своего применения. Но на протяжении всей своей деятельности компания специализировалась на производстве грузовиков.
Грузовики Ханомаг будет выпускать до 1977 года, с 1968 года делая это в совместном производстве под маркой "Hanomag-Henschel-Fahrzeugwerke GmbH".
Опыты с производством сельскохозяйственной техники приведут к выпуску в 1912 году тяжелой конструкции: Hanomag WD Großpflug - большого самоходного плуга системы Wendeler-Dohrn (отсюда WD) с 15-литровым многотопливным двигателем выдававшем при работе на бензине 80 л.с. Эту 6-тонную машину, помесь культиватора и шарнирно-сочлененного трактора, будут производить до 1921 года. В 1921 году сделали похожую машину меньшего размера и мощности - Hanomag WD Kleinpflug (малый плуг), которую и строили еще до 1924 года. Мощность этой машины составляла уже 35 л.с. при объёме двигателя в 5,7 л., номер патента на систему: US 1182334 A.
К 20-м годам эти конструкции уже считались архаичными - очевидным факт того, что необходимо начать выпуск универсального трактора стал после Первой Мировой войны.
Первые тракторы этой марки были выпущены в период расцвета предприятия в начале 20-го века.
Свой первый паровой грузовик компания построила еще в 1905 году, но слава пришла только в 1924 году, когда Hanomag произвел свой первый легковой автомобиль Hanomag-2/1 OPS.
Внешность этого автомобиля была далека от идеала – к кубику кабины приделан округлый капот и такой же округлый багажник. Одноцилиндровый моторчик жидкостного охлаждения объемом 0,5 л и мощностью 10 л. с. располагался сзади и передавал крутящий момент на заднюю ось с помощью цепной передачи. Автомобиль расходовал всего 5 л на 100 км и разгонял 370-килограммовую машинку до 64 км/ч. В машине не было аккумулятора. Поэтому единственная фара питалась от генератора, а двигатель заводился «кривым стартером» – ручкой между передними сиденьями.
Нам, конечно, более известен знаменитый "Kommissbrot" - Hanomag 2/10. Помимо этой эпохальной повозки Hanomag до войны выпустил и несколько вполне приличных легковушек, но попытка наладить производство легковых машин после войны нельзя назвать удачными. Послевоенный прототип Hanomag Partner, выпущенный в количестве 20 экземпляров в серию так пущен и не был.
Используя двигатель D 52 в 1933 году начинается параллельный выпуск гусеничных тракторов семейства K 50 (K - Kettenschlepper, гусеничный трактор). На их базе помимо сельхозтракторов начали производить дорожно-строительные машины, в основном бульдозеры. Забегая несколько вперед, именно это направление на сегодня является нишей фирмы, но уже в составе компании Komatsu.
Самым же «маленьким» в семье Hanomag был трактор RL 20 весом в 1,6 тонны и мощностью в 20 л.с., который выпускали в течение всего десяти лет - с 1939 по 1949 год.
С 1939 года по приказу Гитлера, компания «Hanomag» переходит на выпуск танков, бронетранспортеров и тяжелых грузовых автомобилей, которые армия Рейха использует во время покорения Франции, а Италия закупает их для использования в Северной Африке.
Во время Второй мировой войны компанией выпускались колёсно-гусеничные бронетранспортёры и грузовые автомобили: SdKfz 11, SdKfz 250, SdKfz 251.
Во время Второй Мировой войны немецкая армия первой в мире принят на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный 5а" К/г 251, называемый Hanomag. Его использовали для транспортировки мотопехоты и тяжелого вооружения (минометы), крупнокалиберные пулеметы, пушки, огнеметы и пусковые ракетные установки, на его базе создавались санитарные, штабные машин и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей 2-й Мировой войны и применялись на всех фронтаx. После войны модификация Sd Кfz 251 - ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.
Во время войны основной целью предприятия Hanomag являлось вооружение немецкой армии. С его конвейеров сходили танки, бронетранспортеры, гаубицы, железнодорожные артиллерийские системы, а также крупнокалиберные боеприпасы. В послевоенные годы в связи с соглашением о разоружении многие заводы были демонтированы.
Трактор оснащался дефорсированным до 40 л.с. двигателем D52. В начале выпуска было 4 основных исполнения: A - пневмошины и электрический стартер; B - стальные колеса и электрический стартер; G и J оснащались бензиновыми стартерами и различались колесами - стальными и с пневмошинами соответственно. Варианты со стальными колесами в базовой комплектации поставлялись без крыльев и подножек. Пятискоростная КПП обеспечивала скорость до 18,7 км/ч. Трактор оснащался валом отбора мощности, на котором можно было получить до 35 л.с., а также шкивом для ременного привода внешних механизмов. Трактор также имел возможность изменения задней колеи с 1370 на 1450 мм, при постоянной передней в 1380 мм. Также на тракторе была принудительная блокировка дифференциала.
После второй мировой фирма возобновляет производство грузовиков и тракторов.
Если посмотреть разные немецкие ретро-фестивали сельхозтехники, то пропорция будет примерно такой: 1/3 экспонатов - Hanomag, из которых процентов 80 - R40 и его производные; 1/3 так же популярные Lanz разных моделей; оставшаяся треть приходится на остальных.
Одними из самых популярных тракторов Hanomag были модели тяжелой весовой категории: Granit («Гранит»), Brillant («Бриллиант») и Robust («Прочный»), которые производились вплоть до банкротства компании.
Тракторное производство выкуплено в 1971 году фирмой Massey-Ferguson, после чего эта марка ушла с тракторного рынка. За всю тракторную историю фирмы было выпущено около 250 тысяч тракторов Hanomag.
Все свои усилия фирма приложила на выпуск грузовых автомобилей, тракторов-бульдозеров и развозных фургончиков.
В 1958м году фирма Rheinstahl берёт контроль над фирмой Ганомаг. Тогда же появляется переднеприводный развозной фургончик, который имел передний привод и дизельные моторы. Машина получила довоенные имена: Гарант и Куриер.
Модель Гарант имела большую регистровую массу (до 5 тонн), модель Курьер имела рег.массу до 3.9т.
После 50-х годов компания Hanomag начинает здорово сбавлять обороты: одной из неприятностей стала неудачная линейка тракторов с двухтактными двигателями, еще одной причиной финансовых неприятностей предприятия стала несколько раздутая линейка моделей и большое количество модификаций, что привело к слишком большим производственным издержкам. Производство расходилось по частям, начиная с совместных предприятий и заканчивая полным выкупом направлений.
Как выше отмечалось, в 1958 году Hanomag претерпел слияние со сталелитейным предприятием «Rheinstahl» («Рейнсталь»), которое также присоединило к себе машиностроительную фирму «Tempo-Werk». «Новорожденный» концерн производил грузовые машины под маркой Hanomag-Henschel (Ханомаг-Хеншель). Одним из совладельцев концерна являлся Daimler-Benz AG, который к 1971 году полностью выкупил предприятие.
Итак, в 1964 году Рейнсталь берёт под контроль и компанию Henschel-Werke. Таким образом появляется бренд Hanomag-Henschel.
В 1965 году всё-тот же Рейнсталь покупает фирму Vidal & Sohn Tempo-Werk, которая была партнёром Ганомага с 1955 года, и Tempo Matador E начинают продаваться под названием Hanomag-Henschel F20-F35 в зависимости от полной массы.
Позже эти автомобили станут известны, как Mercedes Benz L206/306. Один такой будет в начале 90х и у моего отца.
В 1967 году появляются грузовички серии F45-F86. Характерной чертой стали квадратные кабины.
Но в 1969 году Рейнсталь продаёт тракторное отделение фирме Massey Ferguson, и 51% акций фирме Daimler-Benz AG, которая выкупила автомобильное отделение в 1971 году. Происходит реструктуризация производственной программы, так из модельного ряда исчезают модели, которые имеют аналоги в производственной программе фирмы Даймлер-Бенц, так линейка грузовиков серии Ф45 исчезает. Вместо неё под названием Ганомаг-Хеншель Ф45 продаётся Мерседес серии Т2, но переднеприводный фургончик Ф25 начинают выпускать и под маркой Мерседес. Но фургоны серии Ф45-Ф86 тоже не исчезли с лица земли, оборудование было продано фирме Штайр и Ф45-Ф86 выпускается под видом Steyr 590/690 до 1986 года.
В 1974 году Мерседес отказывается от использования марки Ганомаг-Хеншель. На сегодня имя Ганомаг используется только на строительной технике дочерной фирмы принадлежащей Коматсу — Komatsu Hanomag GmbH.
Строительно-дорожные машины продержались дольше, постепенно входя в состав Komatsu.
С того момента производимая грузовая техника начала снабжаться дизельными моторами от Mercedes-Benz.
В 1974 автомобильная марка Hanomag-Henschel полностью исчезла с рынка. В этом же году Hanomag за 120 миллионов марок был приобретен американским концерном Massey Ferguson.
Спустя всего 6 лет, Hanomag снова изменил владельца. Теперь уже за 30 миллионов марок обладателем ганноверского производства грузовой и сельхозтехники стал американский предприниматель Horst-Dieter Esch. Марка была присоединена к холдингу IBH, претендовавшему на звание «самого большого в мире производителя строительной и грузовой техники».
Для восстановления конкурентоспособности Hanomag, холдинг IBH инвестировал в компанию огромное количество средств, но в 1983 году холдинг, столкнувшись с тяжелейшими финансовыми трудностями, был вынужден объявить себя банкротом. Hanomag, являвшийся частью IBH, естественно, постигла та же участь.
В 1989 году японский производитель строительной техники Komatsu приобрел Hanomag, который с тех пор является дочерним предприятием интернационального концерна.
В настоящий момент Komatsu-Hanomag в основном занимается сборкой карьерных погрузчиков мощностью от 54 до 353 лошадиных сил, а также экскаваторов с грузоподъёмностью от 14 до 22 тонн.
ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG
ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ HANOMAG И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О БРЕНДЕ KOMATSU
ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ ТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ KOMATSU
ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ БРЕНДАМИ